Snaga mut maasl-nazg scutogut... Skaatub bursum-ishi aarurz, Emeris ikhurz, matum-lab torkat...
Антропологические исследования утверждают, что у человечества издревле бытовало явление самоубийства. В одних общинах самоубийство считалось сугубо «личным делом», в других на самоубийство было наложено табу, а его попытки жестоко карались. Были общины, где существовали религиозные обряды и культы, связанные с самоубийством.
читать дальшеС точки зрения лингвистики, славянское слово "смерть" - съ-мьрть, образовано с помощью приставки съ- в значении “свой, хороший” и от мьрть (санскрит. mrti - “смерть”), буквально означает - “своя, хорошая, естественная смерть”. Тем не менее, самоубийство обычно связывалось с плохой смертью, в результате которой души самоубийц превращались в злых духов, которые бродили по земле и вмешивались в дела живых.
Раньше у многих народов существовал обычай, согласно которому в голодные годы избавлялись от слабых и увечных членов племени. Например, по эскимосской традиции, старики уходили в тундру и там замерзали. У вестготов существовала «скала предков», с которой старики прыгали вниз, а в древней Греции старики устраивали по случаю своего ухода грандиозный праздник, а потом, надев венок, выпивали чашу с цикутой. В Японии, в глухих деревнях в голодные годы старые родители просили своих детей унести их «на гору Обасутэяма», которая в переводе буквально означает «гора, где оставляют бабушек».
С прогрессом цивилизаций в древней Греции, самоубийство, совершенное без разрешения властей, строго осуждалось и каралось посмертным позором – в Афинах и Фивах у самоубийц отсекали руку и хоронили отдельно, но существовал и закон регламентирующий права самоубийц: «Пусть тот, кто не хочет больше жить, изложит свои основания ареопагу и, получивши разрешение, покидает жизнь».
В римском праве, осуждается самоубийство «без причины», поскольку «тот, кто не жалеет себя, не пожалеет и других». Трупы самоубийц распинали или отдавали на съедение диким зверям, у семьи самоубийцы проводилась конфискация имущества, запрет на траур и предание тела земле, но это относилось, только к римским гражданам, рабов империи это не касалось. Если раб покончит жизнь самоубийством в течение шести месяцев с момента заключения сделки, то продавец был обязан вернуть все деньги за «негодный» товар.
Иудеи относились к самоубийству отрицательно. Закон утверждал, что жизнь надо ценить, не отчаиваться, видя во всех явлениях промысел божий. Самоубийство было непростительной роскошью – у маленького кочевого народа каждая жизнь была ценна.
В Талмуде попытка самоубийства рассматривается, как преступление, подлежащее суду и наказанию. Но и для тех и для других, было нормой покончить с собой, чтобы не допустить насильственного крещения или поругания врагами.
Когда же христианство все-таки укрепилось, и стало официальной религией Римской империи в 4 веке, которая прежде сама распяла Иисуса Христа (в те века для Рима любимой казнью было распятие на кресте всех неугодных Империи), попутно обвинив евреев во всех смертных грехах, ринулась завоевывать новые территории с помощью него же, трансформировавшись в «Священную Римскую Империю», взяла за основу постулат: «Кесарю кесарево», а «Богу Богово» и повела плотное наступление на самоубийство, как явление: самоубийцы были заклеймены, как «объятые дьявольским безумством», им отказывали в христианском погребении, отлучались от церкви не только самоубийцы, но и те, кто оставался жив после попытки самоубийства.
В Европе началась настоящая война против самоубийц. В «Канонах» английского короля Эдуарда XI самоубийц приравнивали к разбойникам и ворам. В Дании было запрещено выносить тело самоубийцы через дверь, только в окно, потом тело сжигалось, что символизировало вечное горение души в адском огне. В Бордо – самоубийц вешали за ноги и выставляли на всеобщее обозрение, в Аббервиле – тащили лицом вниз на рогоже по улице. В законах Людовика Святого (13 в) имущество самоубийцы конфисковали, если же это был дворянин – его герб ломали, замок разрушали, все остальное становилось достоянием казны. Часто самоубийц хоронили на перекрестках дорог, забивая в сердце осиновый кол, поскольку по поверьям их души, не найдя успокоения на небесах, бродили по земле, пугая живых. Нередки были случаи, когда просто за подозрение в самоубийстве тело могли выкопать из могилы и выставить на обозрение.
Россия в этом смысле не сильно отличалась от Европы, в которую прорубало окно, хотя и не являясь частью Священной Римской Империи, – в военном морском артикуле Петра I было сказано: «ежели кто себя убьет, то мертвое тело, привязав к лошади, волочить по улицам, за ноги повесить, дабы, смотря на то, другие такого беззакония над собой чинить не отваживались».
И только в странах Востока акт самоубийства не рассматривался, как что-то антиобщественное – он не только не запрещался, но зачастую приносил самоубийце уважение окружающих. В Индии практиковалось ритуальное самосожжение жены, потерявшей своего мужа (сати). Вдове-самоубийце оказывались божественные почести, она канонизировалась перед «самовольным» уходом из жизни. В Китае самоубийство считалось традиционным методом мести обидчику.
И, конечно же, еще большее значение самоубийство играло в Японии, которая даже с вторжением
христианства играла по "своим правилам".
В древности в Японии бытовали способы самоубийства в виде самосожжения и повешения. Как обычай, сэппуку возникает во второй половине XII века, во время войны Гэмпэй между кланами Тайра и Минамото. Минамото Ёсицуне – отважный воин и полководец, попавший в немилость к своему брату – правителю Японии, дабы избежать позора, покончил с собой, разрезав живот.
Слово «харакири», широко распространенное выражение этого явления среди не японцев, у самих японцев не пользуется популярностью. Они предпочитают употреблять понятие – сеппуку, которое пишется с помощью тех же знаков, но в обратном порядке: 切腹 сначала идёт иероглиф «резать», а потом «живот»; а харакири наоборот — 腹切 первый иероглиф — «живот». Это объясняется создавшимся на Востоке представлением о том, что сердце человека, его душа, находится в животе. В Японии бытует масса выражений со словом «живот» - 腹(хара、фуку): 腹立つ(харадацу) «ходить с поднявшимся животом» — «сердиться»; 腹汚い(хара китанаи) «грязный живот» —низкие стремления; 腹の黒い人(хара-но курои хито) «человек с черным животом» — человек с черной душой; 腹のない人(хара-но наи хито) «человек без живота» —бездуховный человек. (Схожее значение присутствовало и в славянских землях, где «живот» означал жизнь.) Поэтому сэппуку осуществляется вскрытием живота в целях показать чистоту, незапятнанность сердца, души, свою внутреннюю правоту, является последним, крайним оправданием себя перед небом и людьми.
Это самоубийство вошло в моду и со временем предусматривало ситуации не только добровольного, но и обязательного сеппуку. Добровольное состояло в том, что самоубийца прорезал живот поперёк, от левого бока до правого или, по другому способу, прорезал его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а потом вертикально от диафрагмы до пупка по своей воле, чтобы что-то доказать или избегнуть позора. Обязательное сеппуку применялось в тех случаях, когда самурай приговаривался к казни. Сеппуку при таких обстоятельствах рассматривалось как более достойный способ ухода из жизни, в сравнении со смертью от руки палача. В качестве привилегированной смертной казни, для него был выработан особый сложный ритуал, который состоял в том, что помощник невольного самоубийцы, обыкновенно его лучший друг, одним взмахом меча отрубал ему в нужный момент голову, что, по сути, сводилось к ритуальному обезглавливанию. Такая смертная казнь полагалась за проступки, не позорящие самурайской этики, поэтому она не считалась позорной, и в этом было её отличие от обыкновенной смертной казни.
Женское самоубийство дозволялось и даже полагалось быть совершенным перерезанием шейных артерий. Возможно это объясняется, распространенным мнением на Востоке, что у женщин нет души, стало быть нечего и резать живот.
Вообще лояльное отношение к самоубийству в странах Востока во многом объясняется влиянием буддизма. По классическим канонам этой религии, жизнь рассматривается как страдание, а душа человека проходит много циклов, переходя из одного состояния в другое. Поэтому уход из жизни вполне допустим, поскольку является индивидуальным выбором самого человека.
Тем временем в Европе наступал период ренессанса, зарождался гуманизм. Отношение к самоубийству, как явлению, постепенно менялось, те, кто его совершал, часто признавались уже не преступниками, а психическими ненормальными, тогда же появился, как таковой, термин «суицид». Но неизвестно, что было хуже, ибо методы психиатрии оставляли желать лучшего…
Постепенно стали отменять законы, уголовно наказывающие самоубийц.
Хотя самоубийство и перестали считать преступлением, оказание помощи самоубийце до сих пор рассматривается как преступление. По сей день не стихают споры, связанные с эвтаназией (от греч. «благая смерть»). Добровольный уход из жизни при помощи врача впервые был законодательно закреплен парламентом Нидерландов в 2001. Однако для этого нужно соблюсти жесткую процедуру подачи и рассмотрения заявления, прописанную в законе. Имея медицинское свидетельство о неизлечимости болезни и приближении трагического конца, больной может обратиться за рецептом на приобретение смертельного препарата. Затем он обращается в специальное медицинское учреждение, где ему помогают совершить суицид.
Пассивная эвтаназия (при которой прекращается борьба за жизнь пациента с целью ускорения наступления естественной смерти) в 2004 была разрешена в Израиле и Франции. Хотя современные страны Запада чаще всего официально провозглашают свободу от догматов какой-либо одной религии, но фактически в них продолжает господствовать продиктованное христианской традицией негативное восприятие «самовольного» ухода из жизни.
Взято Здесь
читать дальшеС точки зрения лингвистики, славянское слово "смерть" - съ-мьрть, образовано с помощью приставки съ- в значении “свой, хороший” и от мьрть (санскрит. mrti - “смерть”), буквально означает - “своя, хорошая, естественная смерть”. Тем не менее, самоубийство обычно связывалось с плохой смертью, в результате которой души самоубийц превращались в злых духов, которые бродили по земле и вмешивались в дела живых.
Раньше у многих народов существовал обычай, согласно которому в голодные годы избавлялись от слабых и увечных членов племени. Например, по эскимосской традиции, старики уходили в тундру и там замерзали. У вестготов существовала «скала предков», с которой старики прыгали вниз, а в древней Греции старики устраивали по случаю своего ухода грандиозный праздник, а потом, надев венок, выпивали чашу с цикутой. В Японии, в глухих деревнях в голодные годы старые родители просили своих детей унести их «на гору Обасутэяма», которая в переводе буквально означает «гора, где оставляют бабушек».
С прогрессом цивилизаций в древней Греции, самоубийство, совершенное без разрешения властей, строго осуждалось и каралось посмертным позором – в Афинах и Фивах у самоубийц отсекали руку и хоронили отдельно, но существовал и закон регламентирующий права самоубийц: «Пусть тот, кто не хочет больше жить, изложит свои основания ареопагу и, получивши разрешение, покидает жизнь».
В римском праве, осуждается самоубийство «без причины», поскольку «тот, кто не жалеет себя, не пожалеет и других». Трупы самоубийц распинали или отдавали на съедение диким зверям, у семьи самоубийцы проводилась конфискация имущества, запрет на траур и предание тела земле, но это относилось, только к римским гражданам, рабов империи это не касалось. Если раб покончит жизнь самоубийством в течение шести месяцев с момента заключения сделки, то продавец был обязан вернуть все деньги за «негодный» товар.
Иудеи относились к самоубийству отрицательно. Закон утверждал, что жизнь надо ценить, не отчаиваться, видя во всех явлениях промысел божий. Самоубийство было непростительной роскошью – у маленького кочевого народа каждая жизнь была ценна.
В Талмуде попытка самоубийства рассматривается, как преступление, подлежащее суду и наказанию. Но и для тех и для других, было нормой покончить с собой, чтобы не допустить насильственного крещения или поругания врагами.
Когда же христианство все-таки укрепилось, и стало официальной религией Римской империи в 4 веке, которая прежде сама распяла Иисуса Христа (в те века для Рима любимой казнью было распятие на кресте всех неугодных Империи), попутно обвинив евреев во всех смертных грехах, ринулась завоевывать новые территории с помощью него же, трансформировавшись в «Священную Римскую Империю», взяла за основу постулат: «Кесарю кесарево», а «Богу Богово» и повела плотное наступление на самоубийство, как явление: самоубийцы были заклеймены, как «объятые дьявольским безумством», им отказывали в христианском погребении, отлучались от церкви не только самоубийцы, но и те, кто оставался жив после попытки самоубийства.
В Европе началась настоящая война против самоубийц. В «Канонах» английского короля Эдуарда XI самоубийц приравнивали к разбойникам и ворам. В Дании было запрещено выносить тело самоубийцы через дверь, только в окно, потом тело сжигалось, что символизировало вечное горение души в адском огне. В Бордо – самоубийц вешали за ноги и выставляли на всеобщее обозрение, в Аббервиле – тащили лицом вниз на рогоже по улице. В законах Людовика Святого (13 в) имущество самоубийцы конфисковали, если же это был дворянин – его герб ломали, замок разрушали, все остальное становилось достоянием казны. Часто самоубийц хоронили на перекрестках дорог, забивая в сердце осиновый кол, поскольку по поверьям их души, не найдя успокоения на небесах, бродили по земле, пугая живых. Нередки были случаи, когда просто за подозрение в самоубийстве тело могли выкопать из могилы и выставить на обозрение.
Россия в этом смысле не сильно отличалась от Европы, в которую прорубало окно, хотя и не являясь частью Священной Римской Империи, – в военном морском артикуле Петра I было сказано: «ежели кто себя убьет, то мертвое тело, привязав к лошади, волочить по улицам, за ноги повесить, дабы, смотря на то, другие такого беззакония над собой чинить не отваживались».
И только в странах Востока акт самоубийства не рассматривался, как что-то антиобщественное – он не только не запрещался, но зачастую приносил самоубийце уважение окружающих. В Индии практиковалось ритуальное самосожжение жены, потерявшей своего мужа (сати). Вдове-самоубийце оказывались божественные почести, она канонизировалась перед «самовольным» уходом из жизни. В Китае самоубийство считалось традиционным методом мести обидчику.
И, конечно же, еще большее значение самоубийство играло в Японии, которая даже с вторжением
христианства играла по "своим правилам".
В древности в Японии бытовали способы самоубийства в виде самосожжения и повешения. Как обычай, сэппуку возникает во второй половине XII века, во время войны Гэмпэй между кланами Тайра и Минамото. Минамото Ёсицуне – отважный воин и полководец, попавший в немилость к своему брату – правителю Японии, дабы избежать позора, покончил с собой, разрезав живот.
Слово «харакири», широко распространенное выражение этого явления среди не японцев, у самих японцев не пользуется популярностью. Они предпочитают употреблять понятие – сеппуку, которое пишется с помощью тех же знаков, но в обратном порядке: 切腹 сначала идёт иероглиф «резать», а потом «живот»; а харакири наоборот — 腹切 первый иероглиф — «живот». Это объясняется создавшимся на Востоке представлением о том, что сердце человека, его душа, находится в животе. В Японии бытует масса выражений со словом «живот» - 腹(хара、фуку): 腹立つ(харадацу) «ходить с поднявшимся животом» — «сердиться»; 腹汚い(хара китанаи) «грязный живот» —низкие стремления; 腹の黒い人(хара-но курои хито) «человек с черным животом» — человек с черной душой; 腹のない人(хара-но наи хито) «человек без живота» —бездуховный человек. (Схожее значение присутствовало и в славянских землях, где «живот» означал жизнь.) Поэтому сэппуку осуществляется вскрытием живота в целях показать чистоту, незапятнанность сердца, души, свою внутреннюю правоту, является последним, крайним оправданием себя перед небом и людьми.
Это самоубийство вошло в моду и со временем предусматривало ситуации не только добровольного, но и обязательного сеппуку. Добровольное состояло в том, что самоубийца прорезал живот поперёк, от левого бока до правого или, по другому способу, прорезал его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а потом вертикально от диафрагмы до пупка по своей воле, чтобы что-то доказать или избегнуть позора. Обязательное сеппуку применялось в тех случаях, когда самурай приговаривался к казни. Сеппуку при таких обстоятельствах рассматривалось как более достойный способ ухода из жизни, в сравнении со смертью от руки палача. В качестве привилегированной смертной казни, для него был выработан особый сложный ритуал, который состоял в том, что помощник невольного самоубийцы, обыкновенно его лучший друг, одним взмахом меча отрубал ему в нужный момент голову, что, по сути, сводилось к ритуальному обезглавливанию. Такая смертная казнь полагалась за проступки, не позорящие самурайской этики, поэтому она не считалась позорной, и в этом было её отличие от обыкновенной смертной казни.
Женское самоубийство дозволялось и даже полагалось быть совершенным перерезанием шейных артерий. Возможно это объясняется, распространенным мнением на Востоке, что у женщин нет души, стало быть нечего и резать живот.
Вообще лояльное отношение к самоубийству в странах Востока во многом объясняется влиянием буддизма. По классическим канонам этой религии, жизнь рассматривается как страдание, а душа человека проходит много циклов, переходя из одного состояния в другое. Поэтому уход из жизни вполне допустим, поскольку является индивидуальным выбором самого человека.
Тем временем в Европе наступал период ренессанса, зарождался гуманизм. Отношение к самоубийству, как явлению, постепенно менялось, те, кто его совершал, часто признавались уже не преступниками, а психическими ненормальными, тогда же появился, как таковой, термин «суицид». Но неизвестно, что было хуже, ибо методы психиатрии оставляли желать лучшего…
Постепенно стали отменять законы, уголовно наказывающие самоубийц.
Хотя самоубийство и перестали считать преступлением, оказание помощи самоубийце до сих пор рассматривается как преступление. По сей день не стихают споры, связанные с эвтаназией (от греч. «благая смерть»). Добровольный уход из жизни при помощи врача впервые был законодательно закреплен парламентом Нидерландов в 2001. Однако для этого нужно соблюсти жесткую процедуру подачи и рассмотрения заявления, прописанную в законе. Имея медицинское свидетельство о неизлечимости болезни и приближении трагического конца, больной может обратиться за рецептом на приобретение смертельного препарата. Затем он обращается в специальное медицинское учреждение, где ему помогают совершить суицид.
Пассивная эвтаназия (при которой прекращается борьба за жизнь пациента с целью ускорения наступления естественной смерти) в 2004 была разрешена в Израиле и Франции. Хотя современные страны Запада чаще всего официально провозглашают свободу от догматов какой-либо одной религии, но фактически в них продолжает господствовать продиктованное христианской традицией негативное восприятие «самовольного» ухода из жизни.
Взято Здесь
@темы: не жизнь